КОНФЛИКТЫ С УЧЕНИКОМ??!
ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ ТРУДНЫЕ?!
В начале своей жизни младенец и физически, и психологически очень привязан к своим родителям, особенно к маме. От того, как сложатся их отношения, всецело зависит его личность, характер, и поведение в будущем.
Если мы сталкиваемся с "трудным" ребенком, это значит, что в раннем детстве была разрушена необходимая связь между ним и родителями (частое пребывание в больнице; попеременное воспитание то родителями, то бабушками; тяжелый развод, скандалы в семье; холодное, отстраненное или жестокое отношение родителей и др.). Ребенку необходимо чувствовать любовь и привязанность родителей. Если же этого нет, то возникает чувство одиночества, ущербности, ненужности в этом мире. Это порождает страдания и агрессивность, что на бессознательном уровне будет руководить всеми поступками человека.
Имея с раннего детства печальный опыт "покинутости", ребенок внутренне боится, что привязаться к кому-то – это получить желанную любовь, но это также риск потерять ее и снова очутиться в одиночестве. Поэтому он часто строит отношения с людьми по одной из трех моделей:
-
Сразу разрывает отношения, опасаясь тех страданий, которые будет испытывать, когда связь прервется.
-
Проверяет способность взрослого поддерживать отношения и совершает асоциальные, "пугающие" поступки, как бы спрашивая его: "Можешь ли ты принять меня именно таким? Стою ли я твоих затрат? Бросишь ли ты меня?"
-
Старается скрыть этот свой страх, становясь агрессивным.
Эти "просители любви" ведут себя противоречиво: они ищут любви и отталкивают ее, боясь быть покинутыми; не имеют чувства собственного достоинства и поэтому отличаются некоторой агрессивностью. Ребенок сам создает механизм отказа, жертвой которого он собирается стать. Он начинает вести себя недопустимо, чтобы оправдать то, чего он боялся - "ожидаемое" одиночество.
Ребенок, недополучивший любви матери в детстве, лишен эмоционального чувства безопасности, что порождает высокую тревожность, комплекс неполноценности ("раз ко мне так относится мама, значит я плохой"), агрессивность, а также крайне тяжелое чувство изолированности, отсутствия своего места в жизни.
Появляется враждебность. Самая явная манера проявить агрессию и "отомстить" за прошлое: заставить страдать других, за что страдал сам. Работает принцип повторения: ребенок воспроизводит то, что пережил. И реализуется тип поведения: бросать, чтобы не быть брошенным, разрушать, чтобы не нужно было терять.
"Трудные" дети кажутся себе "плохими", не достойными любви ("Я некрасивый", "Я ничего не стою", "Я не смогу этого сделать"), и внешне компенсируют это в эгоизме, грубости. Они и не пытаются добиться каких-то результатов в продуктивной деятельности, так как не верят, что у них что-то получится.
Вклад учителя в воспитание таких детей состоит не в том, чтобы сделать из них совершенство, а в том, чтобы показать им самим то лучшее, что в них есть. Для этого есть "рабочий инструмент" – различные виды деятельности, вербальное и невербальное общение, организованное воспитательное взаимодействие. Полезно найти деятельность, которая позволила бы этим детям поверить в себя, вернуть самоуважение, выйти из состояния тревоги.
Очень важно отмечать похвалой любые успехи такого ребенка, просто его старание сделать что-то, и как можно реже указывать на то, чего он не может. Ведь он тоже многое умеет, но подсознательно уверен, что у него не получиться. Поэтому всякое его достижение необходимо поощрять и поддерживать, показать ему, что он тоже на многое способен, что его тоже ценят. Быть может, сразу изменений в нем вы и не обнаружите, так как он привык скрывать свои положительные чувства и качества, но эти изменения произойдут обязательно.
Памятка учителю работающему с пятиклассниками
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
• готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
• правильность оформления тетради, различных видов работ, 5 требования к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
• начинать урок со звонком;
• готовиться к уроку на перемене;
• прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
• отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в их целесообразности.
11.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
13. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
14. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Рекомендации классным руководителям o психологии общения с подростком:
1. Чтобы показать веру в подростка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах ребёнка;
позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в его
помнить о прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
2. При общении с подростком не забывайте, что:
- ребёнку предъявляются такие требования, которые он в состоянии выполнить;
- нельзя сразу предъявлять несколько требовании, сначала довести до конца одна, а потом — другое;
- требования должны нарастать по сложности и трудности, только тогда они воспитывают самостоятельность и ответственность;
- требования лучше предъявлять в виде совета, просьбы, рекомендации, реже приказа, распоряжения;
- требования к поведению ребёнка надо постепенно переводить в требовательность его к самому себе;
- не стоит бурно проявлять чувства в оценке поведения ребёнка, хвалить лучше так, как хвалят верного друга, уважая его достоинство;
- не унижать ребёнка;
- в трудные минуты жизни ребёнка надо быть ему помощником, а не утешителем;
- не прибегать к назиданиям при неудачах, а будить самокритичность, учить самоанализу и выявлению причин допущенных ошибок и неудач;
- дать ребёнку возможность утвердить себя в глазах других правильным поведением и деятельностью, подлинными заслугами.
- никогда не заходите в класс раздражительными.
- научитесь не чувствовать неприязни ни к одному из детей.
- откажитесь от удовольствия иметь любимчиков.
- вы всегда должны находиться на ступеньку выше, чем дети.
- ваша речь — это речь интеллигентного, воспитанного человека.
- ваш внешний облик должен свидетельствовать о вашем хорошем вкусе.
- сотрудничайте с родителями, учителями.
- ваш классный час — это час Радости, Взаимоотношений, час Игр, час Творчества. Только так.
- общаясь, умей поставить себя на место собеседника.
3. Помните!
- подросток хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают,
- подросток попадает в беду, потому что хочет быть личностью и героем.
- не судите подростка но альтернативе, «виноват — не виноват»: сначала разберитесь в ситуации и мотивах, а потом оценивайте поступок
- у подростка ярко выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью возможностей и сил — отсюда у него много увлечений,
- но они не постоянны.
- только то, что идёт от сердца, до сердца и доходит.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если
вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу: если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3, Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию
со стороны родителей!
4, Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться, по всем наболевшим вопросам!
5, Не сиените с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
6, То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией,- которую сообщили родители, ещё с кем-
то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель
хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
8, Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им
обратиться за консультацией к специалистам!
10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и
администрацией школы!
ТАКТИКА ПЕДАГОГА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ
-
Никогда не заходите в класс раздражительными.
-
Научитесь не чувствовать неприязни ни к одному из детей.
-
Откажитесь от удовольствия иметь любимчиков.
-
Вы всегда должны находиться на ступеньку выше, чем дети.
-
Ваша речь – это речь интеллигентного человека.
-
Ваш внешний облик должен свидетельствовать о вашем хорошем вкусе.
-
Сотрудничайте с родителями, коллегами.
-
Ваш урок – это урок Радости, Взаимопонимания, Игр, Творчества. Только так.
-
Общаясь, умей поставить себя на место собеседника.