Версия для слабовидящих Советы учителям — Средняя школа №7 г. Калинковичи

Советы учителям

 КОНФЛИКТЫ С УЧЕНИКОМ??!

 ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ ТРУДНЫЕ?!

       В начале своей жизни младенец и физически, и психологически очень привязан к своим  родителям, особенно к маме. От того, как сложатся их отношения, всецело зависит его личность, характер, и поведение в будущем.
        Если мы сталкиваемся с "трудным" ребенком, это значит, что в раннем детстве была разрушена необходимая связь между ним и родителями (частое пребывание в больнице; попеременное воспитание то родителями, то бабушками; тяжелый развод, скандалы в семье; холодное, отстраненное или жестокое отношение родителей и др.). Ребенку необходимо чувствовать любовь и привязанность родителей. Если же этого нет, то возникает чувство одиночества, ущербности, ненужности в этом мире. Это порождает страдания  и агрессивность, что на бессознательном уровне будет руководить всеми поступками человека.
        Имея с раннего детства печальный опыт "покинутости", ребенок внутренне боится, что привязаться к кому-то – это получить желанную любовь, но это также риск потерять ее и снова очутиться в одиночестве. Поэтому он часто строит отношения с людьми по одной из трех моделей:
  1. Сразу разрывает отношения, опасаясь тех страданий, которые будет испытывать, когда связь прервется.
  2. Проверяет способность взрослого поддерживать отношения и совершает асоциальные, "пугающие" поступки, как бы спрашивая его: "Можешь ли ты принять меня именно таким? Стою ли я твоих затрат? Бросишь ли ты меня?"
  3. Старается скрыть этот свой страх, становясь агрессивным.
 Эти "просители любви" ведут себя противоречиво: они ищут любви и отталкивают ее, боясь быть покинутыми; не имеют чувства собственного достоинства и поэтому отличаются некоторой агрессивностью. Ребенок сам создает механизм отказа, жертвой которого он собирается стать. Он начинает вести себя недопустимо, чтобы оправдать то, чего он боялся - "ожидаемое" одиночество.
        Ребенок, недополучивший любви матери в детстве, лишен эмоционального чувства безопасности, что порождает высокую тревожность, комплекс неполноценности ("раз ко мне так относится мама, значит я плохой"), агрессивность, а также крайне тяжелое чувство изолированности, отсутствия своего места в жизни.
 Появляется враждебность. Самая явная манера проявить агрессию и "отомстить" за прошлое: заставить страдать других, за что страдал сам. Работает принцип повторения: ребенок воспроизводит то, что пережил. И реализуется тип поведения: бросать, чтобы не быть брошенным, разрушать, чтобы не нужно было терять.
"Трудные" дети кажутся себе "плохими", не достойными любви ("Я некрасивый", "Я ничего не стою", "Я не смогу этого сделать"), и внешне компенсируют это в эгоизме, грубости. Они и не пытаются добиться каких-то результатов в продуктивной деятельности, так как не верят, что у них что-то получится. 
Вклад учителя в воспитание таких детей состоит не в том, чтобы сделать из них  совершенство, а в том, чтобы показать им самим то лучшее, что в них есть. Для этого есть "рабочий инструмент" – различные виды деятельности, вербальное и невербальное общение, организованное воспитательное взаимодействие. Полезно найти деятельность, которая позволила бы этим детям поверить в себя, вернуть самоуважение, выйти из состояния тревоги.
 Очень важно отмечать похвалой любые успехи такого ребенка, просто его старание сделать что-то, и как можно реже указывать на то, чего он не может. Ведь он тоже многое умеет, но подсознательно  уверен, что у него не получиться. Поэтому всякое его достижение необходимо поощрять и поддерживать, показать ему, что он тоже на многое способен, что его тоже ценят. Быть может, сразу изменений в нем вы и не обнаружите, так как он привык скрывать свои положительные чувства и качества, но эти изменения произойдут обязательно.

Памятка учителю работающему с пятиклассниками
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
•  готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
• правильность оформления тетради, различных видов работ, 5 требования к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
•  начинать урок со звонком;
•   готовиться к уроку на перемене;
•  прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
•  поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
• отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
7.  На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в их целесообразности.
11.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
13. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
14. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
                  
Рекомендации классным руководителям o психологии общения с подростком:

1. Чтобы показать веру в подростка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее: 
забыть о прошлых неудачах ребёнка;
позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в его 
помнить о прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
2. При общении с подростком не забывайте, что:
  • ребёнку предъявляются такие требования, которые он в состоянии выполнить;
  • нельзя сразу предъявлять несколько требовании, сначала довести до конца одна, а потом — другое;
  • требования должны нарастать по сложности и трудности, только тогда они воспитывают самостоятельность и ответственность;
  • требования лучше предъявлять в виде совета, просьбы, рекомендации, реже приказа, распоряжения;
  • требования к поведению ребёнка надо постепенно переводить в требовательность его к самому себе;
  • не стоит бурно проявлять чувства в оценке поведения ребёнка, хвалить лучше так, как хвалят верного друга, уважая его достоинство;
  • не унижать ребёнка;
  • в трудные минуты жизни ребёнка надо быть ему помощником, а не утешителем;
  • не прибегать к назиданиям при неудачах, а будить самокритичность, учить самоанализу и выявлению причин допущенных ошибок и неудач;
  • дать ребёнку возможность утвердить себя в глазах других правильным поведением и деятельностью, подлинными заслугами.
  • никогда не заходите в класс раздражительными.
  • научитесь не чувствовать неприязни ни к одному из детей.
  • откажитесь от удовольствия иметь любимчиков.
  • вы всегда должны находиться на ступеньку выше, чем дети.
  • ваша речь — это речь интеллигентного, воспитанного человека.
  • ваш внешний облик должен свидетельствовать о вашем хорошем вкусе.
  • сотрудничайте с родителями, учителями.
  • ваш классный час — это час Радости, Взаимоотношений, час Игр, час Творчества. Только так.
  • общаясь, умей поставить себя на место собеседника.
3. Помните! 
  • подросток хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают,
  • подросток попадает в беду, потому что хочет быть личностью и героем.
  • не судите подростка но альтернативе, «виноват — не виноват»: сначала разберитесь в ситуации и мотивах, а потом оценивайте поступок
  • у подростка ярко выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью возможностей и сил — отсюда у него много увлечений,
  • но они не постоянны.
  • только то, что идёт от сердца, до сердца и доходит.
 Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если
вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу: если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3, Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию
со стороны родителей!
4, Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться, по всем наболевшим вопросам!
5, Не сиените с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
6, То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией,- которую сообщили родители, ещё с кем-
то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель
хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
8, Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им
обратиться за консультацией к специалистам!
10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и
 администрацией школы!

 

 ТАКТИКА ПЕДАГОГА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ

  1. Никогда не заходите в класс раздражительными.
  2.  Научитесь не чувствовать неприязни ни к одному из детей.
  3. Откажитесь от удовольствия иметь любимчиков.
  4. Вы всегда должны находиться на ступеньку выше, чем дети.
  5. Ваша речь – это речь интеллигентного человека.
  6. Ваш внешний облик должен свидетельствовать о вашем хорошем вкусе.
  7. Сотрудничайте с родителями, коллегами.
  8. Ваш урок – это урок  Радости, Взаимопонимания, Игр, Творчества. Только так.
  9. Общаясь, умей поставить себя на место собеседника.