Версия для слабовидящих Методический сундучок №6 — Средняя школа №7 г. Калинковичи
[an error occurred while processing the directive]

Методический сундучок №6

Мысль в подарок:

  • Школьный учебник – специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения образовательных целей.
  • «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание» (В.И.Даль)
  • «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И.Герцен)
  • «Хорошая книга, точно беседа с умным человеком» (А.Н.Толстой)
  • «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин)

Функции учебника:

1)   информационная – обеспечение учащихся необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

2)   трансформационная – состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

3)   систематизирующая – реализует требования обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

4)   функция закрепления материала (осуществления учащимися самоконтроля) – проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учащимся правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

5)   интегрирующая – заключается в том, что учебник помогает учащемуся приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

6)   координирующая – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций и др.);

7)   развивающе-воспитательная – состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

8)   обучающая – проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Дидактический аппарат традиционного учебника:

  • аппарат представления учебной информации (текст, знаки, рисунки, фотоснимки);
  • аппарат ориентировки (оглавление, предисловие, заключение, указатели, словари, систему приложений);
  • аппарат усвоения (примеры решения различных видов, таблицы, схемы как средство систематизации заданий и вопросов, тесты для самоконтроля).
  •  самостоятельное ознакомление учащихся с правилом;
  •  поиск в учебнике ответов на вопросы учителя;
  •  пользование справочными материалами учебника;
  •  самостоятельная работа учащихся (выполнение упражнений; решение задач, примеров);
  •  работа по памяткам;
  •  работа с чертежами, схемами, таблицами, рисунками;
  •  чтение текста;
  •  нахождение в тексте ответа на вопрос;
  •  чтение, деление на части, составление плана;
  •  составление рассказа, сочинения по рисунку;
  •  нахождение отрывка к рисунку;
  •  чтение по ролям;
  •  конкурсное чтение;
  •  нахождение и чтение образных слов и описаний;
  •  чтение стихотворений, расстановка пауз;
  •  чтение сносок;
  • составление плана прочитанного, опорного конспекта;
  • заполнение таблиц;
  • составление кластеров, кроссвордов;
  • комментированное чтение;
  • нахождение слов на заданное правило и многое другое.

Эффективные  приемы  и  формы  работы  с  учебником    на уроках (репродуктивно-поисковые,  сравнительно-аналитические, творческие):

 Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в работе с учебником:

  • уметь ориентироваться в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.);
  • воспринимать задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.);
  • выполнять задания (сюда же входит проверка);
  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в статье, рассказе учебника;
  • сравнивать изучаемые явления;
  • делать обобщения, выводы по одному или нескольким темам учебника;
  • составлять схемы таблицы, графики по тексту учебника;
  • делать анализ содержания рисунков;
  • составлять словарь по теме;
  • составлять план по тексту учебника;
  • уметь составлять задачи и вопросы, используя тест учебника;
  • писать изложения, сочинения;
  • выполнять опыты, описанные в учебнике;
  • работать с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).

 

Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся.

Но сначала педагоги должны научить их пользоваться этой книгой.

 

ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ

  • Получив учебник, помните, что книгу нужно содержать в порядке и чистоте.
  • Не бросайте, не рвите, не делайте пометок, не вырезайте и раскрашивайте картинки.
  • Оберните книгу, сделайте закладку.
  • Не загибайте угол страниц, не бросайте книгу, где попало.
  • Умейте сделать мелкий ремонт книги – подклейте страницу, корешок, обложку.
  • Берегите книгу всегда и везде!