Мысль в подарок:
- Школьный учебник – специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения образовательных целей.
- «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание» (В.И.Даль)
- «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И.Герцен)
- «Хорошая книга, точно беседа с умным человеком» (А.Н.Толстой)
- «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин)
Функции учебника:
1) информационная – обеспечение учащихся необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;
2) трансформационная – состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;
3) систематизирующая – реализует требования обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
4) функция закрепления материала (осуществления учащимися самоконтроля) – проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учащимся правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;
5) интегрирующая – заключается в том, что учебник помогает учащемуся приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;
6) координирующая – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций и др.);
7) развивающе-воспитательная – состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;
8) обучающая – проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
Дидактический аппарат традиционного учебника:
- аппарат представления учебной информации (текст, знаки, рисунки, фотоснимки);
- аппарат ориентировки (оглавление, предисловие, заключение, указатели, словари, систему приложений);
- аппарат усвоения (примеры решения различных видов, таблицы, схемы как средство систематизации заданий и вопросов, тесты для самоконтроля).
- самостоятельное ознакомление учащихся с правилом;
- поиск в учебнике ответов на вопросы учителя;
- пользование справочными материалами учебника;
- самостоятельная работа учащихся (выполнение упражнений; решение задач, примеров);
- работа по памяткам;
- работа с чертежами, схемами, таблицами, рисунками;
- чтение текста;
- нахождение в тексте ответа на вопрос;
- чтение, деление на части, составление плана;
- составление рассказа, сочинения по рисунку;
- нахождение отрывка к рисунку;
- чтение по ролям;
- конкурсное чтение;
- нахождение и чтение образных слов и описаний;
- чтение стихотворений, расстановка пауз;
- чтение сносок;
- составление плана прочитанного, опорного конспекта;
- заполнение таблиц;
- составление кластеров, кроссвордов;
- комментированное чтение;
- нахождение слов на заданное правило и многое другое.
Эффективные приемы и формы работы с учебником на уроках (репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические, творческие):
Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в работе с учебником:
- уметь ориентироваться в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.);
- воспринимать задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.);
- выполнять задания (сюда же входит проверка);
- уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в статье, рассказе учебника;
- сравнивать изучаемые явления;
- делать обобщения, выводы по одному или нескольким темам учебника;
- составлять схемы таблицы, графики по тексту учебника;
- делать анализ содержания рисунков;
- составлять словарь по теме;
- составлять план по тексту учебника;
- уметь составлять задачи и вопросы, используя тест учебника;
- писать изложения, сочинения;
- выполнять опыты, описанные в учебнике;
- работать с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).
Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся.
Но сначала педагоги должны научить их пользоваться этой книгой.
ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ
- Получив учебник, помните, что книгу нужно содержать в порядке и чистоте.
- Не бросайте, не рвите, не делайте пометок, не вырезайте и раскрашивайте картинки.
- Оберните книгу, сделайте закладку.
- Не загибайте угол страниц, не бросайте книгу, где попало.
- Умейте сделать мелкий ремонт книги – подклейте страницу, корешок, обложку.
- Берегите книгу всегда и везде!