Версия для слабовидящих Методический сундучок №5 — Средняя школа №7 г. Калинковичи

Методический сундучок №5

Мысль в подарок:

  • «Урок — та учебная ситуация, та сценическая площадка, где излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся» — И. Якиманская.
  • «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» — В.А. Сухомлинский.
  • «Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» — Н.М. Верзилин.

Структура эффективного урока

1. Организационный этап:

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • проверка подготовленности кабинета к уроку;
  • организация внимания всех учащихся.

2. Этап проверки домашнего задания:

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени (5-7 мин), устранение типичных ошибок и их ликвидация;
  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации;
  • исполнение различных методов, форм, видов контроля в зависимости от содержания, вида, цели домашнего задания;
  • формирования понимания у учащихся связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

  • сообщение темы изучения нового материала;
  • формулировка вместе с учащимися уели и задач изучения нового материала;
  • показ практической значимости изучения нового материала, стимуляция учащихся к их освоению;
  • постановка перед учащимися учебной проблемы.

4. Этап изучения нового материала:

  • актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся;
  • широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения;
  • использование в процессе учения следующих форм организации познавательной деятельности: фронтальной, групповой, индивидуальной;
  • проведение словарной работы как одного инструмента осознания учебного материала;
  • опора на жизненный опыт учащихся, индивидуальный подход в оказании помощи, организации учащихся на оперирование усваиваемым содержанием;
  • использование учителем вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся, постоянные обращения к учащимся, обобщение, систематизация, конкретизация нового материала.

5. Этап закрепления новых знаний:

  • закрепить знания, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу;
  • добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, усвоения связей и отношений между фактами, явлениями, процессами;
  • организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний к объяснению различных процессов, а также решению задач;
  • организовать контроль, глубокую всестороннюю проверку и самопроверку знаний, умений и навыков учащихся, выявить недостатки и причины их появления, стимулировать учащихся в самообразовании.

6. Этап информирования учащегося о домашнем задании, инструктаж по его применению:

  • сообщение домашнего задания, инструктирование учащихся по его применению;
  • обеспечение мотивации выполнения домашнего задания;
  • использование дифференцированного домашнего задания не только для закрепления материала, развития индивидуальных способностей учащихся, но и сильного воспитательного средства;
  • проверка понимания учащимися содержания работы и способа ее выполнения.

7. Этап подведения итогов урока:

  • дать общую оценку работы класса и отдельных учащихся;
  • показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

Система целей урока

  1. Обучающая – должна удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность, последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и др.) и требованиям учебной программы.
  2. Воспитательная – должна осуществляться в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывать все основные стороны (направления) воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое эстетическое, физическое, т.е. в зависимости от учебного предмета.
  3. Развивающая  — предполагает развитие у учащихся интереса к предмету, к конкретной деятельности на уроке; самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы; способностей учащихся, помогающих установить причины недостатков в своей деятельности.

Некоторые пути сохранения здоровья учащихся в рамках урока

  1. Комплексное планирование целей урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность.
  2. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий.
  3. Комфортное начало урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
  4. Обеспечение правильного чередования труда и отдыха (физкультминутки), смены одних форм труда другим.
  5. Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся (соответствие возрасту и росту учащихся мебель, контроль за осанкой учащихся).
  6. Разумное сочетание деятельности ученика на уроке: норма – 4-7 видов на уроке, норма положительности вида – 7-10 минут (наряду со слушанием, объяснением, диктовкой, ответами на вопросы на уроке представлена игровая и творческая деятельность учащихся).
  7. Использование педагогом различных видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.): норма – не менее 3-х, не позже, чем через 10-15 минут.
  8. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
  9. Обеспечение мотивации деятельности учащегося.
  10. Педагогика сотрудничества.
  11. Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся.
  12. Соблюдение норм домашних заданий и упорядочение графика контрольных работ по различным предметам.
  13. Своевременное окончание урока. Спокойное завершение урока.

 

Формы организации эффективного урока

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма представления материала на уроке.

Типы нестандартных уроков:

  1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
  5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.
  6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
  7. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «Посиделки», «Клуб знатоков».
  8. Интегрированные уроки.
  9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Рекомендации по проведению нестандартных уроков:

  1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
  2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
  3. Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
  4. При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
  5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.
  6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Формы организации эффективного урока. Дифференциация обучения

  • Дифференцированное обучение:
    • форма организации образовательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых общих качеств;
    • часто общая дидактическая система, которая обеспечивает социализацию образовательного процесса для различных групп обучаемых.
    • Дифференциация обучения:
      • создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
      • комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в группах.
      • Типы дифференциации обучения:
        • внешняя дифференциация – это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых содержание образования, и методы обучения, организационные формы различаются;
        • внутренняя дифференциация – это различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе) с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого.

Методы эффективного обучения. Современные педагогические технологии

  • Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
  •  Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозированного результата.

Классификация педагогических технологий:

  • традиционные;
  • игровые;
  • тестовые;
  • модульно-блочные;
  • интегральные;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • личностно-ориентированные;
  • предметно-ориентированные
  • информационно-коммуникативные и т.п.

Использование информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения на уроке

Виды электронных средств обучения:

  • Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.
  • Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
  • Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства.
  • Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
  • Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
  • Моделирующие программные средствапроизвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
  • Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
  • Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).
  • Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.

 Эффективный учитель

Мысль в подарок:

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к  ученикам, он – совершенный учитель»   Л.Н.Толстой

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Основные составляющие имиджа: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», личностные качества, профессиональные умения.

 Карта анализа эффективности урока

Оцените показатели эффективности урока следующим образом:

полное выполнение — 2 балла, частичное – 1, не выполнение требований — 0. 

Критерии эффективности
Баллы
Деятельность педагога
Организаторская:
  1. Выполнение намеченного плана рока.
  2. Эффективность и целесообразность использования наглядности, ТСО, ЭСО.
  3. Реализация основных психологических и гигиенических требований.
  4. Наличие эффективной обратной связи с учащимся.
  5. Уровень педагогического и методического мастерства.
  6. Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетради, план урока).
  7. Качество речи (темп, дикция, образность). Эмоциональность, выразительность, правильность).
  8. Рациональное использование времени урока.
  9. Педагогическая культура, такт, внешний вид педагога.
  10. Соблюдение правил охраны труда.
 
ИТОГО
 
Обучающая:
  1. Реализация принципа научности.
  2. Четкость осуществления принципа наглядности.
  3. Реализация принципа прочности.
  4. Соблюдение принципов осознанности, посильности.
  5. Реализация принципа проблемности.
  6. Осуществление принципа связи теории с практикой.
  7. Правильность выбора методов и форм обучения.
  8. Оптимальность выбора и степень достижения цели.
  9. Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся.
  10. Оптимальность домашнего задания и эффективность доведения их до учащихся.
 
ИТОГО
 
Воспитательная:
  1. Нравственная и мировоззренческая направленность.
  2. Формирование общеучебных навыков.
  3. Работа над культурой речевого поведения.
  4. Влияние урока на интеллектуальное развитие учащихся.
  5. Соблюдение физических и гигиенических требований.
  6. Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.
  7. Эстетическое воздействие урока на учащегося.
  8. Использование воспитательных возможностей отметок.
  9. Стиль руководства учащимися.
  10. Воспитательное значение личности и его деятельности на уроке.
 
ИТОГО
 
Деятельность учащегося
  1. Уровень познавательной активности.
  2. Наличие интереса к уроку, предмету.
  3. Степень самостоятельности.
  4. Умение определять главное в учебном материале.
  5. Уровень аналитических умений и навыков.
  6. Развитие навыков коллективной работы.
  7. Развитие речевых, орфографических и иных навыков.
  8. Умение работать у доски.
  9. Организованность, дисциплинированность.
  10. Внешний вид учащегося.
 
ИТОГО
 

Формула ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА: 100% : 80 = ?% (так как высшее число баллов – 80)

Если эффективность урока 75-80% — урок отличный;

если эффективность урока 65-76% — урок хороший;

если эффективность урока ниже 65% — урок удовлетворительный.