Мысль в подарок:
- «Урок — та учебная ситуация, та сценическая площадка, где излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся» — И. Якиманская.
- «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» — В.А. Сухомлинский.
- «Урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» — Н.М. Верзилин.
Структура эффективного урока
1. Организационный этап:
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- проверка подготовленности кабинета к уроку;
- организация внимания всех учащихся.
2. Этап проверки домашнего задания:
- выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени (5-7 мин), устранение типичных ошибок и их ликвидация;
- обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации;
- исполнение различных методов, форм, видов контроля в зависимости от содержания, вида, цели домашнего задания;
- формирования понимания у учащихся связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
- сообщение темы изучения нового материала;
- формулировка вместе с учащимися уели и задач изучения нового материала;
- показ практической значимости изучения нового материала, стимуляция учащихся к их освоению;
- постановка перед учащимися учебной проблемы.
4. Этап изучения нового материала:
- актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся;
- широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения;
- использование в процессе учения следующих форм организации познавательной деятельности: фронтальной, групповой, индивидуальной;
- проведение словарной работы как одного инструмента осознания учебного материала;
- опора на жизненный опыт учащихся, индивидуальный подход в оказании помощи, организации учащихся на оперирование усваиваемым содержанием;
- использование учителем вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся, постоянные обращения к учащимся, обобщение, систематизация, конкретизация нового материала.
5. Этап закрепления новых знаний:
- закрепить знания, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материалу;
- добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, усвоения связей и отношений между фактами, явлениями, процессами;
- организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний к объяснению различных процессов, а также решению задач;
- организовать контроль, глубокую всестороннюю проверку и самопроверку знаний, умений и навыков учащихся, выявить недостатки и причины их появления, стимулировать учащихся в самообразовании.
6. Этап информирования учащегося о домашнем задании, инструктаж по его применению:
- сообщение домашнего задания, инструктирование учащихся по его применению;
- обеспечение мотивации выполнения домашнего задания;
- использование дифференцированного домашнего задания не только для закрепления материала, развития индивидуальных способностей учащихся, но и сильного воспитательного средства;
- проверка понимания учащимися содержания работы и способа ее выполнения.
7. Этап подведения итогов урока:
- дать общую оценку работы класса и отдельных учащихся;
- показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
Система целей урока
- Обучающая – должна удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность, последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и др.) и требованиям учебной программы.
- Воспитательная – должна осуществляться в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывать все основные стороны (направления) воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое эстетическое, физическое, т.е. в зависимости от учебного предмета.
- Развивающая — предполагает развитие у учащихся интереса к предмету, к конкретной деятельности на уроке; самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы; способностей учащихся, помогающих установить причины недостатков в своей деятельности.
Некоторые пути сохранения здоровья учащихся в рамках урока
- Комплексное планирование целей урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность.
- Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий.
- Комфортное начало урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
- Обеспечение правильного чередования труда и отдыха (физкультминутки), смены одних форм труда другим.
- Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся (соответствие возрасту и росту учащихся мебель, контроль за осанкой учащихся).
- Разумное сочетание деятельности ученика на уроке: норма – 4-7 видов на уроке, норма положительности вида – 7-10 минут (наряду со слушанием, объяснением, диктовкой, ответами на вопросы на уроке представлена игровая и творческая деятельность учащихся).
- Использование педагогом различных видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.): норма – не менее 3-х, не позже, чем через 10-15 минут.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
- Обеспечение мотивации деятельности учащегося.
- Педагогика сотрудничества.
- Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся.
- Соблюдение норм домашних заданий и упорядочение графика контрольных работ по различным предметам.
- Своевременное окончание урока. Спокойное завершение урока.
Формы организации эффективного урока
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма представления материала на уроке.
Типы нестандартных уроков:
- Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
- Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
- Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.
- Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
- Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «Посиделки», «Клуб знатоков».
- Интегрированные уроки.
- Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков:
- Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
- Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
- Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
- При выборе форм нестандартных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
- Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.
- При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Формы организации эффективного урока. Дифференциация обучения
- Дифференцированное обучение:
- форма организации образовательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых общих качеств;
- часто общая дидактическая система, которая обеспечивает социализацию образовательного процесса для различных групп обучаемых.
- Дифференциация обучения:
- создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
- комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в группах.
- Типы дифференциации обучения:
- внешняя дифференциация – это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых содержание образования, и методы обучения, организационные формы различаются;
- внутренняя дифференциация – это различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе) с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого.
Методы эффективного обучения. Современные педагогические технологии
- Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
- Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозированного результата.
Классификация педагогических технологий:
- традиционные;
- игровые;
- тестовые;
- модульно-блочные;
- интегральные;
- объяснительно-иллюстративные;
- личностно-ориентированные;
- предметно-ориентированные
- информационно-коммуникативные и т.п.
Использование информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения на уроке
Виды электронных средств обучения:
- Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.
- Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
- Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства.
- Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
- Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
- Моделирующие программные средствапроизвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
- Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
- Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).
- Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.
Эффективный учитель
Мысль в подарок:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» Л.Н.Толстой
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Основные составляющие имиджа: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», личностные качества, профессиональные умения.
Карта анализа эффективности урока
Оцените показатели эффективности урока следующим образом:
полное выполнение — 2 балла, частичное – 1, не выполнение требований — 0.
Критерии эффективности |
Баллы |
Деятельность педагога |
|
Организаторская:
|
|
ИТОГО |
|
Обучающая:
|
|
ИТОГО |
|
Воспитательная:
|
|
ИТОГО |
|
Деятельность учащегося |
|
|
|
ИТОГО |
|
Формула ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА: 100% : 80 = ?% (так как высшее число баллов – 80)
Если эффективность урока 75-80% — урок отличный;
если эффективность урока 65-76% — урок хороший;
если эффективность урока ниже 65% — урок удовлетворительный.