Версия для слабовидящих Методический сундучок №4 — Средняя школа №7 г. Калинковичи
[an error occurred while processing the directive]

Методический сундучок №4

 

«Одаренный человек – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В.А.Сухомлинский

 Рекомендации педагогическим работникам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному учащемуся в образовательном процессе

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм, приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм, методов с опорой на такие правила, как:

  • соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
  • минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (использовать так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, оценке, решению);
  • не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что принимаете их.

2. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

  • понимание особенностей развития одаренного учащегося;
  • создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
  • стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время работы со «звездностью»;
  • освобождения от целого рада ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
    • не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;
    • не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
    • может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
    • не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
    • ему могут свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

3.  Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.).

4. Обеспечение и сохранение психического здоровья детей как необходимого условия успешности любой деятельности:

  • забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
  • сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность;
  • формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которых отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
  • организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
  • стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения педагогического совета.

 

Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

1.         Считаете ли Вы, что современные формы и  методы работы с одарёнными детьми могут быть улучшены?

A)Да.    

Б) Нет, они и так достаточно хороши.    

B)Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.

2.         Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одарёнными детьми?

A)Да, в большинстве случаев.  

Б) Нет.  

B)Да, в некоторых случаях.

3.         Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одарённых детей?

A)Да. 

Б) Да, при благоприятных обстоятельствах.   

B)Лишь в некоторой степени.

4.         Считаете ли Вы, что в недалёкой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одарённых детей?

A) Да, наверняка.        

Б) Это маловероятно.        

B)Возможно.

5.         Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

A)Да.       

Б) Часто думаю, что не сумею.      

B)Да, часто.

6.         Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

A)Да, это меня привлекает.     

Б)Нет, меня это не привлекает.  

B)Всё зависит от востребованности таких людей в обществе.

7.         Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?

A)Да. 

Б)Удовлетворяюсь лишь тем, что есть. 

B)Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8.         Если проблема не решена, но её решение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, поможет решить проблему?

A)Да.  

Б)Нет, достаточно знаний передового опыта. 

B)Нет.

9.         Когда вы испытываете педагогические срывы, то:

A)Продолжаете упорствовать в начинании нового дела. 

Б) Махнёте рукой на затеи. 

B)Продолжаете делать своё дело.

10.       Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

A)Да.   

Б) Не совсем легко.  

B)Болезненно

11.       Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же самое время его  подбодрить?

A)Не всегда.  

Б)При хорошем настроении.   

B)В основном стараюсь это делать.

12.       Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

A)Да, конечно.  

Б) Запоминаю только то, что меня интересует.  

B)Всего вспомнить не могу.

13.       Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

А)Да, без затруднений.   

Б)Да, если этот термин легко запомнить.  

В)Нет.

14.       Учащийся задаёт Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

A)Вы уклоняетесь от ответа.  

Б)Вы тактично переносите ответ на другое время. 

B)Вы пытаетесь отвечать.

15.       У Вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

A)Может отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов.

Б)Останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали.

B)Измените свои мнения, если давление будет очень мощным.

16.       На уроках по моему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

A)Средний.   

Б)Достаточный.     

В)Оригинальный.

17.       Во время отдыха Вы предпочитаете:

A)Решать проблемы, связанные с работой.   

Б)Почитать интересную книгу. 

B)Погрузиться в мир Ваших интересных увлечений.

18.       Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

A)По вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения.

Б)Вы более или менее довольны.

B)Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.

 

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:

За ответ А – 3.

За ответ Б – 1.

За ответ В – 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете  к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры  в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы можете достичь много в решении этой проблемы.

Творческих успехов!!!