Основные направления профориентационной работы
Основные направления профориентационной работы:
- профессиональное информирование;
- профессиональное консультирование;
- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения;
- медицинское сопровождение профессионального самоопределения;
- продуктивное учение.
Профессиональное информирование – условия ознакомления учащихся с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Так, на сайте РЦПОМ (http:/rcpom.еdu.by) регулярно размещаются материалы информационного и просветительского характера по профессиональной ориентации (дни открытых дверей, подготовительные курсы, рейтинги специальностей и др.), методические материалы.
Республиканским институтом высшей школы совместно с Гомельским техническим университетом им. П. О. Сухого открыт Интернет-сайт аbiturient.by, содержащий сведения о высших учебных заведениях и порядок приема абитуриентов, последние данные о результатах поступления в вузы страны, информацию о профилях и направлениях образования согласно Общегосударственного классификатора.
К формам и методам профессионального информирования относятся:
- профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационных игр;
- интерактивные беседы и лекции;
- встречи учащихся с представителями птузов и заслуженными рабочими, проходящими в режиме интерактивного взаимодействия;
- экскурсии в птузы и на предприятия, в том числе и виртуальные;
- профнедели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные учащимися;
- оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т. д., в том числе и с использованием возможностей компьютерных программ.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Профессиональная консультация проводится с учащимися, начиная с седьмых классов и до конца обучения в школе. Профессиональной консультации должно предшествовать длительное изучение личности учащегося, которое начинается уже в начальной школе и ведется на протяжении всех лет обучения. Такое изучение личности учащегося в процессе его профессионального самоопределения предполагает сбор общих сведений об учащемся, сведений о его семье; составление медицинской характеристики в связи с выбором профессии; оценку его успеваемости по предметам; изучение интересов и склонностей учащегося к различным областям знаний и деятельности; его способностей, особенностей психических процессов; определение мировоззренческих установок школьника, мотивов выбора профессии; наблюдение за свободно избираемой деятельностью учащихся, их занятиями в свободное время. Изучение процесса профессионального самоопределения подростков проводится с помощью анкет о профессиональной направленности личности ученика; анкет самооценки; анкет для родителей; карт интересов; данных наблюдений профессиональных интересов и склонностей учащегося, анализа результатов его деятельности, заносимых в профориентационные карты учащихся по годам обучения.
Этапы профориентационной поддержки взросления учащихся:
I этап (I—IV классы) – ориентационно-отношенческий. Цель его состоит в том, чтобы развить у младших школьников положительные отношения к физическому труду, обращая при этом внимание на значимость строительных профессий, которые наиболее востребованы в настоящий момент в Республике Беларусь; уважение к людям различных профессий, в том числе и рабочих профессий; интерес к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; стремление своим посильным трудом доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение.
II этап (V—VII классы) – ориентационно-личностный. На основе ознакомления школьников с миром профессий, а также с профессиями, необходимыми для данного региона и с учетом производственного окружения, профконсультанту,
классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо актуализировать у младших подростков значимость профессиональной деятельности в жизни человека, в том числе и квалифицированных рабочих профессий строительного профиля, в которых остро нуждается Республика Беларусь.
III этап (VIII—IX классы) – ориентационно-производительный. Целью этого этапа должно стать формирование допрофессиональных трудовых умений и активная деятельность самих старших подростков по формированию личностного выбора возможного трудоустройства или продолжения образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования.
IV этап (X—XI классы) – ориентационно-уточняющий. На этом этапе осуществляется психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе их деятельности по уточнению социально-профессионального выбора в условиях вариативного обучения, к которому проявился устойчивый интерес и способности. Внимание сосредотачивается на развитии соответствующих профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности; контроле и коррекции образовательных и профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной профессиональной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии, формировании опыта коммуникативной и организаторской деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение – это интегративная психолого-педагогическая технология, включающая целостную, открытую систему диагностических, развивающих, коррекционных и педагогических средств, направленных на стимуляцию взросления (личностного развития) учащихся, в том числе и в аспекте профессионального самоопределения, и оказания социо-психолого-педагогических услуг по индивидуальным запросам учащихся, родителей, педагогов.
Важнейшие направления деятельности классного руководителя по профориентации:
- Глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность ученика, его интересы, склонности, способности с помощью систематически проводимого наблюдения, анкетирования, бесед, заполнения профориентационной карты учащегося;
- На основе изучения личности проводить целенаправленную профориентационную работу по привлечению учащихся к участию в работе предметных и технических кружков, групп по интересам, факультативным занятиям для развития профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся;
- Планировать и проводить мероприятия профориентационной тематики: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения города, встречи с представителями различных профессий;
- Готовить родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
- Привлекать родителей к проведению профориентационных мероприятий класса;
- Проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
- Обеспечить посещение всеми учащимися класса профориентационных мероприятий, проводимых в школе, районе, городе.
Тематика классных часов по профориентации:
1-4 классы
- Мир моих интересов
- Все работы хороши – выбирай на вкус.
- Профессии наших родителей.
- О профессиях разных, нужных и важных.
- Путь в профессию начинается в школе.
- Моя мечта о будущей профессии.
- Труд на радость себе и людям.
5-8 классы
- Мир профессий. Человек-техника.
- Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.
- Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.
- Мир профессий. На страже закона. Встреча.
- Мир профессий. Книга-выставка.
- Мир профессий. Электронные помощники.
- Астрономия наших дней.
- Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.
9-11 классы
- Познай самого себя.
- Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.
- Профориентация и медицинская профконсультация.
- Мотивы выбора профессии.
- Психологические характеристики профессий.
- Они учились в нашей школе.
- Выпускники школы-учителя.
- Профессии с большой перспективой.
- Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
- Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
- Сотвори свое будущее.