Версия для слабовидящих Методический сундучок №3 — Средняя школа №7 г. Калинковичи
[an error occurred while processing the directive]

Методический сундучок №3

Основные направления  профориентационной работы

Основные направления  профориентационной работы:

  • профессиональное информирование;
  • профессиональное консультирование;
  • психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения;
  • медицинское сопровождение профессионального самоопределения;
  • продуктивное учение.

Профессиональное информирование – условия ознакомления учащихся с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Так, на сайте РЦПОМ (http:/rcpom.еdu.by) регулярно размещаются материалы информационного и просветительского характера по профессиональной ориентации (дни открытых дверей, подготовительные курсы, рейтинги специальностей и др.), методические материалы.

Республиканским институтом высшей школы совместно с Гомельским техническим университетом им. П. О. Сухого открыт Интернет-сайт аbiturient.by, содержащий сведения о высших учебных заведениях и порядок приема абитуриентов, последние данные о результатах поступления в вузы страны, информацию о профилях и направлениях образования согласно Общегосударственного классификатора.

К формам и методам профессионального информирования относятся:

  • профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационных игр;
  • интерактивные беседы и лекции;
  • встречи учащихся с представителями птузов и заслуженными рабочими, проходящими в режиме интерактивного взаимодействия;
  • экскурсии в птузы и на предприятия, в том числе и виртуальные;
  • профнедели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные учащимися;
  •  оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т. д., в том числе и с использованием возможностей компьютерных программ.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Профессиональная консультация проводится с учащимися, начиная с седьмых классов и до конца обучения в школе. Профессиональной консультации должно предшествовать длительное изучение личности учащегося, которое начинается уже в начальной школе и ведется на протяжении всех лет обучения. Такое изучение личности учащегося в процессе его профессионального самоопределения предполагает сбор общих сведений об учащемся, сведений о его семье; составление медицинской характеристики в связи с выбором профессии; оценку его успеваемости по предметам; изучение интересов и склонностей учащегося к различным областям знаний и деятельности; его способностей, особенностей психических процессов; определение мировоззренческих установок школьника, мотивов выбора профессии; наблюдение за свободно избираемой деятельностью учащихся, их занятиями в свободное время. Изучение процесса профессионального самоопределения подростков проводится с помощью анкет о профессиональной направленности личности ученика; анкет самооценки; анкет для родителей; карт интересов; данных наблюдений профессиональных интересов и склонностей учащегося, анализа результатов его деятельности, заносимых в профориентационные карты учащихся по годам обучения.

Этапы профориентационной поддержки взросления учащихся:

I этап (IIV классы)ориентационно-отношенческий. Цель его состоит в том, чтобы развить у младших школьников положительные отношения к физическому труду, обращая при этом внимание на значимость строительных профессий, которые наиболее востребованы в настоящий момент в Республике Беларусь; уважение к людям различных профессий, в том числе и рабочих профессий; интерес к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; стремление своим посильным трудом доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение.

II этап (VVII классы)ориентационно-личностный. На основе ознакомления школьников с миром профессий, а также с профессиями, необходимыми для данного региона и с учетом производственного окружения, профконсультанту,

 

классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо актуализировать у младших подростков значимость профессиональной деятельности в жизни человека, в том числе и квалифицированных рабочих профессий строительного профиля, в которых остро нуждается Республика Беларусь.

III этап (VIIIIX классы) – ориентационно-производительный. Целью этого этапа должно стать формирование допрофессиональных трудовых умений и активная деятельность самих старших подростков по формированию личностного выбора возможного трудоустройства или продолжения образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования.

IV этап (XXI классы) – ориентационно-уточняющий. На этом этапе осуществляется психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе их деятельности по уточнению социально-профессионального выбора в условиях вариативного обучения, к которому проявился устойчивый интерес и способности. Внимание сосредотачивается на развитии соответствующих профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности; контроле и коррекции образовательных и профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной профессиональной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии, формировании опыта коммуникативной и организаторской деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение – это интегративная психолого-педагогическая технология, включающая целостную, открытую систему диагностических, развивающих, коррекционных и педагогических средств, направленных на стимуляцию взросления (личностного развития) учащихся, в том числе и в аспекте профессионального самоопределения, и оказания социо-психолого-педагогических услуг по индивидуальным запросам учащихся, родителей, педагогов.

Важнейшие направления деятельности классного руководителя по профориентации:

  • Глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность ученика, его интересы, склонности, способности с помощью систематически проводимого наблюдения, анкетирования, бесед, заполнения профориентационной карты учащегося;
  • На основе изучения личности проводить целенаправленную профориентационную работу по привлечению учащихся к участию в работе предметных и технических кружков, групп по интересам, факультативным занятиям для развития профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся;
  • Планировать и проводить мероприятия профориентационной тематики: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения города, встречи с представителями различных профессий;
  • Готовить родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
  • Привлекать родителей к проведению профориентационных мероприятий класса;
  • Проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
  • Обеспечить посещение всеми учащимися класса профориентационных мероприятий, проводимых в школе, районе, городе.

Тематика классных часов по профориентации:

1-4 классы

  1. Мир моих интересов
  2. Все работы хороши – выбирай на вкус.
  3. Профессии наших родителей.
  4. О профессиях разных, нужных и важных.
  5. Путь в профессию начинается в школе.
  6. Моя мечта о будущей профессии.
  7. Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

  1. Мир профессий. Человек-техника.
  2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.
  3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.
  4. Мир профессий. На страже закона. Встреча.
  5. Мир профессий. Книга-выставка.
  6. Мир профессий. Электронные помощники.
  7. Астрономия наших дней.
  8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

  1. Познай самого себя.
  2. Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.
  3. Профориентация и медицинская профконсультация.
  4. Мотивы выбора профессии.
  5. Психологические характеристики профессий.
  6. Они учились в нашей школе.
  7. Выпускники школы-учителя.
  8. Профессии с большой перспективой.
  9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
  10. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
  11. Сотвори свое будущее.