Версия для слабовидящих Методический сундучок №2 — Средняя школа №7 г. Калинковичи

Методический сундучок №2

Разработка самообразовательной программы

1.Название программы

Название программы должно исходить из конкретной программы профессиональной деятельности педагога. Его формулировка должна быть конкретной, емкой, привлекательной, отражающей содержание предстоящей самообразовательной деятельности.

2.Объем программы

Количество печатных страниц текста не должно превышать 10-15.

3.Титульный лист

На верхней строке указывается наименование местных органов образования, на второй строке – полное наименование учреждения образования (согласно Устава), в котором работает педагог:

Отдел образования Калинковичского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя  школа №7 г.Калинковичи»

Ниже на 5 см, делается запись:

       
 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

Государственного учреждения образования

«Средняя  школа №7 

г. Калинковичи»

                                               Л.Н.Солонина

 «_____»_________________20___ г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Государственного учреждения образования

«Средняя школа №7

г. Калинковичи»

                                               С.Г.Ходько

«_____»_________________20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В центре страницы прописывается название программы и сроки ее реализации. Например:

 

Здоровьесберегающие технологии

(с 2010 по 2015 гг.)

Ниже названия, справа указываются фамилия, имя, отчество (полностью) автора программы, его должность. Например:

Иванова Светлана Петровна,

учитель математики

На последней строке страницы в центре прописывается место и год создания программы. Например:

Калинковичи 2010

4.         Структура программы

1)                 Пояснительная записка.

2)                 Технологический план-график самообразования.

3)                 Оценка эффективности самообразовательной работы.

4)                 Механизм презентации достигнутых результатов.

5)                 Литература.

6)                 Приложения:

5.         Пояснительная записка

В пояснительной записке дается обоснование необходимости разработки и освоения содержания программы. Указывается уровень решенности этой проблемы на момент создания программы. Обосновывается актуальность решения проблемы для конкретного субъекта. Раскрывается новизна работы как для самообразовывающегося индивида, так и для образования.

Далее прописывается цель самообразовательной деятельности. Цель – это опосредованное указание на результат самообразовательной работы, к которому должны быть направлены усилия субъекта самообразования. Цель в программе должна быть одна. Цель напрямую должна быть связана с избранной проблемой.

Конкретизация цели осуществляется в процессе решения задач – алгоритма действий по пути достижения цели. Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.

Они должны соответствовать цели, так и содержанию и методам предполагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее не процесс, а совершенность действия (например: оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить и т.д.).

Далее излагается концепция педагога (простраивается модель желаемого будущего, то есть прописываются прогнозируемые результаты) и основные принципы самообразовательной работы (например, принцип систематичности, гласности, последовательности, непрерывности и др.). Говоря иначе, определяется ценностный блок конкретного самообразовывающегося субъекта, его позиция.

Далее рассматривается в общих чертах методика самообразовательной работы.

Следующий аспект пояснительной записки – теоретический базис программы. Автор указывает на тех предшественников (ученых и практиков), их труды и основные положения их работ, на основании которых он предполагает осуществить свою самообразовательную работу.

Последний аспект пояснительной записки – тезаурус (понятийный словарь со специфической для конкретной научной области терминологией). В этой части даются ключевые определения, понятия, важнейшие законы и закономерности, которыми оперирует программа.

6.         Технологический план-график самообразования

Технологический план-график предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. Примерная схема плана-графика:

Этапы

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации

Ресурсы

Результаты

методы

формы

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве этапов могут быть определены:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

Или в качестве этапов прописываются задачи, поставленные в самообразовательной программе в определенной логической временной последовательности.

Каждый этап дробиться на шаги по его реализации. Например: изучение специальной литературы, встречи с учеными, методистами, диагностика проблемы и др.

Время прописывается в конкретных сроках.

Содержание самообразовательной деятельности раскрывается последовательно, в соответствии с установленными шагами технологического плана-графика.

Механизм реализации содержания      — методы и формы самообразовательной работы. Здесь описываются методики и технологии, используемые в ходе самообразовательной работы. Например: формы – беседы, встречи, дискуссии, экскурсии и др., методы – анализ, классификация, систематизация, обобщение, изучение, внедрение, диагностика, описание, оценка и др.

Ресурсы – это наличие или создание различных видов оборудования, средств и способов поддержки самообразовательной деятельности.

Результаты – это трансформированное переопределение цели деятельности (то, что можно увидеть, к чему можно прикоснуться руками).

7.      Оценка эффективности самообразовательной работы

Здесь нужно дать характеристику получаемых знаний, умений и навыков самообразовывающегося субъекта. В этой части осуществляется определение и описание критериев оценки результатов самообразовательной работы. Должны быть оговорены и показатели выполнения каждой задачи программы, и то, каким образом эти показатели будут использоваться, оцениваться и анализироваться.

Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы проверки результативности работы на основе описания планируемых результатов.

Результатом самообразования по программе может быть определенный объем знаний, умений, навыков, развитие способностей, повышение престижа, улучшение показателей. Продуктом самообразования – презентабельные результаты: выставки, концерты, публикации др.

8.      Механизм презентации достигнутых результатов

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах: выступление на различных форумах, публикации, сообщения об опыте своей работы через различные виды СМИ, собеседования с заинтересованными людьми, участие в конкурсах, смотрах, реклама на концертах, викторины, МО, открытые мероприятии и др.

9.      Литература

Список литературы для самостоятельного изучения составляется в алфавитном порядке. Указывается фамилия и инициалы автора, заглавие (название) работы, составитель, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

   10.        Предложения

-аналитическая статья по программе (написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников);

-практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе самообразующимся субъектом (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки).