Системный анализ факультативного занятия
Компоненты системы
|
Индикаторы
|
|
-соответствие программе факультативного занятия;
-преемственность с целями урока;
-диагностичность постановки;
-реалистичность;
-самоопределение учащихся на свой личный образовательный результат
|
|
-отбор содержания занятия в соответствии с его целями;
-содержательная преемственность с учебным предметом;
-соответствие программе факультативного курса;
-наличие деятельностного содержания образования;
-проблемность и привлекательность учебной информации;
-доступность и посильность изучаемого материала;
-оптимальность объема, который предложен для усвоения
|
|
-умение планировать образовательный процесс;
-степень владения учебным материалом;
-умение структурировать учебный материал;
-владение педагогической техникой;
-культура речи, ее образность, эмоциальность, внешний вид;
-умение общаться с учащимися
|
|
-степень владения содержанием учебной программы базового уровня;
-степень заинтересованности в данном факультативе;
-познавательная активность, творчество и самостоятельность;
-владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;
-умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками
|
|
-оптимальность выбора форм, методов и приемов, средств в соответствии
-умение учащихся работать в рамках предложенных учителем форм и методов;
-технологическая преемственность факультативного занятия и основного курса;
-рациональность чередования методов обучения;
-рациональность использования учебного времени;
-дидактическая оснащенность занятия;
-соблюдение правил охраны труда и техники безопасности
|
|
-оптимальность обратной связи с учащимися;
-возможность каждого учащегося оценить степень достижения
-наличие содержательной рефлексии;
-обучающий эффект занятия;
-степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия,
|
Дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях, позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя
1. «Оценочный лист» Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные, элементы темы (таблица 1):
Учебные элементы |
Не знаю |
Знаю |
Понимаю |
Могу объяснить другим людям |
|
|
|
|
|
Мои выводы: _______________________________________________________
2. «Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решения задач и т. п.)». Предлагается оценить свои умения, что учащийся делает в процессе заполнения таблицы 2:
Учебные умения |
Владею |
Не владею |
|
|
|
Мои выводы:_______________________________________________________
3. «Мои образовательные достижения». Ученику предлагается вести дневник, в котором, в частности, он может записывать чего он достиг при изучении факультативного предмета (таблица 3):
Образовательные достижения |
дата |
Краткие характеристики достижений |
|
|
|
Мои планы:_______________________________________________________
4. «Презентация учащимися образовательных продуктов»: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решенных задач и т. п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.
5. «Работаем над критериями». Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т.п.
6. «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т. п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.
7. «Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся». Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз может подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.
8. «Похвала». Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.
9. «Сравнение личных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами». Технологии эвристического обучения, педагогических мастерских включают этап соотнесения того, что сделал сам ученик, с устоявшимися, общепринятыми достижениями общечеловеческой культуры. При этом через призму этих достижений учащийся оценивает свои образовательные результаты и деятельность, которая была направлена на их получение.
10. «Выставки и конференции». Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности.
11. «Портфолио учащегося». Представляет собой комплексное средство оценки ребенком собственных достижений.
12. «Рефлексия». Рефлексия (лат. «обращение назад») процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний и деятельности. При рефлексии происходит исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности. Она позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые становятся видимыми при анализе деятельности и образовательных результатов.