Версия для слабовидящих Методический сундучок №1 — Средняя школа №7 г. Калинковичи
[an error occurred while processing the directive]

Методический сундучок №1

 Системный анализ факультативного занятия

 

Компоненты системы
Индикаторы



Цели занятия
-соответствие программе факультативного занятия;
-преемственность с целями урока;
-диагностичность постановки;
-реалистичность;
-самоопределение учащихся на свой личный образовательный результат





Содержание занятия
-отбор содержания занятия в соответствии с его целями;
-содержательная преемственность с учебным предметом;
-соответствие программе факультативного курса;
-наличие деятельностного содержания образования;
-проблемность и привлекательность учебной информации;
-доступность и посильность изучаемого материала;
-оптимальность объема, который предложен для усвоения




Учитель и его деятельность
-умение планировать образовательный процесс;
-степень владения учебным материалом;
-умение структурировать учебный материал;
-владение педагогической техникой;
-культура речи, ее образность, эмоциальность, внешний вид;
-умение общаться с учащимися



Учащиеся и их деятельность
-степень владения содержанием учебной программы базового уровня;
-степень заинтересованности в данном факультативе;
-познавательная активность, творчество и самостоятельность;
-владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;
-умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками




Формы, методы и средства проведения
факультативного занятия
-оптимальность выбора форм, методов и приемов, средств в соответствии 
с целями факультативного занятия;
-умение учащихся работать в рамках предложенных учителем форм и методов;
-технологическая преемственность факультативного занятия и основного курса;
-рациональность чередования методов обучения;
-рациональность использования учебного времени;
-дидактическая оснащенность занятия;
-соблюдение правил охраны труда и техники безопасности



Результат занятия
-оптимальность обратной связи с учащимися;
-возможность каждого учащегося оценить степень достижения
запланированных образовательных результатов;
-наличие содержательной рефлексии;
-обучающий эффект занятия;
-степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия,
развития мышления учащихся их исследовательской компетентности и т.п.

 

Дидактические средства, применение кото­рых на факультативных занятиях, позволяет обеспечить эф­фективную оценочную деятельность учащихся и учителя

 

1. «Оценочный лист» Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные, элементы темы (таблица 1):

Учебные элементы

Не знаю

Знаю

Понимаю

Могу объяснить другим людям

 

 

 

 

 

Мои выводы: _______________________________________________________

 2. «Самооценка уровня владения умениями (исследова­тельскими, работы с текстом, решения задач и т. п.)». Пред­лагается оценить свои умения, что учащийся делает в процес­се заполнения таблицы 2:

Учебные умения

Владею

Не владею

 

 

 

Мои выводы:_______________________________________________________

 3. «Мои образовательные достижения». Ученику предлага­ется вести дневник, в котором, в частности, он может записы­вать чего он достиг при изучении факультативного предмета (таблица 3):

 

Образовательные достижения

дата

Краткие характеристики достижений

 

 

 

Мои планы:_______________________________________________________

4. «Презентация учащимися образовательных продук­тов»: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, ре­шенных задач и т. п. В процессе презентации учащимся пред­лагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.

5. «Работаем над критериями». Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т.п.

6. «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся поз­накомиться с превосходной работой их сверстника: исследо­ванием, проектом, эссе и т. п. Данный эталон помогает учаще­муся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовер­шенствования.

7. «Демонстрация учителем больших ожиданий от уча­щихся». Учитель выражает надежду, что учащийся в следую­щий раз может подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.

8. «Похвала». Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать ус­пех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

9. «Сравнение личных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами». Технологии эври­стического обучения, педагогических мастерских включают этап соотнесения того, что сделал сам ученик, с устоявшимися, общепринятыми достижениями общечеловеческой культуры. При этом через призму этих достижений учащийся оценивает свои образовательные результаты и деятельность, которая бы­ла направлена на их получение.

10. «Выставки и конференции». Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащих­ся и их творческой деятельности.

11. «Портфолио учащегося». Представляет собой комплекс­ное средство оценки ребенком собственных достижений.

12.  «Рефлексия». Рефлексия (лат. «обращение назад») процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний и деятельности. При рефлексии происходит иссле­дование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения эффективности. Она позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые становятся видимыми при анализе деятельности и образовательных результатов.